Книга: «Лжеучения нашего времени»
К оглавлениюна предыдущую страницучитать дальше

Современный индуизм и его отношение к христианству

Продолжение

Индуистские упражнения — путь к духовной смерти

Может быть, скажет кто-нибудь, практический индуизм приносит все же какую-то пользу? Ведь существуют же спорт, лечебная гимнастика, разные методы психотерапии! Неужели и это все — поклонение нечистой силе? Неужели из богатой многовековой практики индуизма нельзя извлечь ничего полезного, хотя бы для физического здоровья людей?

Увы, да! Индуизм опасен именно тем, что он никогда не ограничивался чисто физическими методами. Он старается воздействовать на всего человека — не только на его тело, но и на душу. Все физические упражнения — это, по сути дела, религиозные обряды, которые «раскрывают» человека по отношению к таинственным «внешним силам», источник которых старательно и вполне намеренно замалчивается... Так что когда у людей появляются «сверхспособности», непонятно — откуда же они, от скрытых возможностей самого человека или от вмешательства «внешней силы»? А этой внешней силой, по указанию христианства, может быть только сила демоническая, ибо без помощи Христа, без правильного христианского подвига очищения души от страстей человек не способен выйти за пределы тварного, не в силах возвыситься над своим падшим состоянием, исцелиться от греха. И в этом состоянии, если человек выходит за пределы обычной земной реальности, он может встретиться только с миром падших духов — демонов, и «сверхспособности», которые он может получить, проистекают из вполне определенного источника — от сатаны. И, получая их, человек тем самым губит самое дорогое, что есть у него, — свою бессмертную душу.

В том, что индуистские упражнения наносят вред душе человека, можно убедиться еще и следующим образом. Вспомним снова, что индуизм не только не отвергает, но и приветствует поклонение злу — в лице богини Кали. Между тем поклонение богине Кали — весьма яркий пример нравственной беспринципности индуизма. Это религия, по сути дела, не знает различия между добром и злом. Приведем опять слова Вивекананды: «Кто не может утверждать, что Бог не может проявлять Себя в виде зла, как и в виде добра? Но только индуист осмеливается поклоняться Ему как злу».

Нужно ли говорить, насколько это положение противоположно учению христианства, которое утверждает, что Бог — это Абсолютное Добро, а единственным источником зла является злоупотребление свободой тварными существами — бесплотными духами и наделенными плотью людьми. Именно злоупотребляя своей свободой, падшие духи — демоны и подчинившиеся им люди вносят беспорядок во Вселенную. Грех — нарушение воли Божией, преступление против законов, данных Богом, — и есть первопричина всякого зла. А то, что мы обычно воспринимаем как зло — болезни, бедствия, всякого рода неустройства — это уже зло, так сказать, вторичное.

Именно в понимании греха, в отношении к нему и проявляется коренное различие между христианством и индуизмом. Для христианина главное — оправдание перед Богом, главное — жить так, чтобы стараться меньше грешить; а поскольку не грешить человек не может, хотя бы он прожил на земле только один день, ему необходимо постоянное покаяние. Именно покаяние составляет основу духовной жизни в христианстве, оно, по выражению преподобного Иоанна Лествичника, есть «завет с Богом об исправлении жизни». В связи с этим на всех этапах духовного совершенствования важно не забывать о своей греховной немощи (1 Ин. 1, 8), ибо это предохраняет человека от новых падений. Что же касается благодатных даров — исцелений, прозорливости и т.п., которые проявляются на определенном уровне очищения души, то они — не главное, а второстепенное. «Видеть свои грехи важнее, чем увидеть Ангела или воскресить мертвого» — таково золотое правило православной аскетики, позволяющее подвижнику сохранить смирение и при высоких духовных дарованиях.

В индуизме же все построено наоборот: в упражнениях главное — те ощущения, которые человек приобретает: ощущения легкости, спокойствия и т.п., и те «дары», которые гарантируются «продвинутым» ученикам: «ис целение», «проницательность», «суперинтеллект» и т.п. Об очищении же от грехов, в принципе, и не говорится: успехи в упражнениях сами по себе являются залогом правильности пути. Нетрудно понять, к чему это ведет: счастливый обладатель индуистских «даров» очень быстро и незаметно для себя заражается гордостью. На языке аскетики это состояние, как уже говорилось, называется прелестью, то есть лестью, которой диавол и служащие ему люди соблазняют свои жертвы. Именно о таких людях Апостол Павел сказал, что они вводят в заблуждение других и сами заблуждаются (2 Тим. 3, 13).

Прежде всего они заблуждаются относительно своего душевного состояния, ибо все, чего они достигают, — и душевное спокойствие, и восторженность, принимаемая за любовь, и даже свобода от некоторых страстей — все это происходит от гордости. Именно утешения, доставляемые гордостью, способны вызвать в человеке такие «комфортные» ощущения, и в этом смысле гордость действует, как сильнейший наркотик. Она способна заглушить в человеке все его обычные реакции, но и расплата за это бывает велика: гордость, даже при отсутствии других страстей, способна погубить своего обладателя, и, что особенно важно, человек, которым овладела гордость, не способен здраво оценивать свое духовное состояние, не способен к покаянию. Тем самым для него закрывается возможность спасения, и он становится подобным демонам.

Таким образом, индуистские упражнения двумя путями ведут человека к общению с нечистыми духами — не только через ритуалы поклонения бесам, но и через воспитание гордыни, этого излюбленного греха падших духов.

К оглавлениюна предыдущую страницучитать дальше


На главную страницу сайта Globi.ru
На главную страницу библиотеки Globi.ru

 

Библиотека сайта Globi.ru