Книга: «Лжеучения нашего времени»
К оглавлениючитать дальше

Теософия и антропософия в понимании христианства

Начало

Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
(Мф. 6, 23)

Религиозный индифферентизм1 — явление печальное, но закономерное в наше время. Для многих людей религия — не только дело безразличное, но и совершенно ненужное. Проводя свою обычную, будничую жизнь и постоянно занимаясь различными делами, которые представляются на первый взгляд такими важными, люди этим как бы заглушают в себе религиозные потребности. Однако не всех может удовлетворить такая «обыденщина», ведь еще царь Соломон сказал о ней: «Все — суета и томление духа»! (Еккл. 1, 14). Высшая потребность — жажда чего-то более возвышенного, что скрашивало бы неприглядную, а порой и ужасающую действительность, открывало бы ее смысл, — требует другой, духовной, пищи. И многие находят ее в занятиях наукой, литературой, искусством, философией.

Понятия «наука» и «научно» для многих звучат сегодня как магические заклинания, олицетворяя истину, не подлежащую сомнению и проверке. Гуманистическое искусство, исследуя душу человека, неустанно пропагандируя только культ земной жизни, льстит гордыне и чувственности человека. Искусство для человека утверждает его в мысли о том, что в нашей природе все страсти естественны, а значит, и законны, то есть идеалом и Богом для человека является сам человек, ведь никого нет лучше, умнее и одареннее его... Так что не случайно наука и искусство служат тем «высшим», что заменяет человеку отсутствие веры в Истинного Бога.
Природной любознательностью, присущей почти каждому, и неограниченным доверием к науке, получившим большое развитие в конце XIX столетия, широко воспользовалось возникшее тогда же Теософское общество. Именно с помощью науки происходило приобщение человека к постулатам теософии.

Теософия (от греч. Theos — Бог, sophia — мудрость, знание) в широком смысле означает мистическое богопо-знание и в чисто филологическом смысле является синонимом теологии. Позднее, в отличие от теологии, опирающейся на Божественное Откровение и догматы, к теософии стали относить учения о Божестве, исходящие из субъективного мистического опыта и излагающие этот опыт в виде совершенно определенной системы. Некоторые исследователи относили к теософии гностицизм, неоплатонизм, каббалу и др. Более распространено, однако, употребление слова «теософия» для обозначения синтеза мистики и рациональной философии, который с XIX века известен как теософия Е. Блаватской (1831-1891) и ее последователей. Эти воззрения сложились под влиянием буддизма, индуизма, оккультизма и гностицизма. Такая теософия объединяла различные вероисповедания, имея целью создать «универсальную религию». Конечной же задачей было и остается достижение оккультного «знания» и развитие сверхъестественных способностей через эзотерические традиции немногочисленных «посвященных», или «мастеров», осуществляющих «духовную эволюцию человека».

Многие из мирских знаменитостей начала XX века, почитаемых и широко известных сегодня, в той или иной степени руководствовались идеями теософии и отражали эти идеи в своих сочинениях. Среди тех, кто в своей жизни и творчестве стоял наиболее близко к теософии (позднее антропософии), были М. Волошин, А. Белый, К. Бальмонт, О. Форш. Кстати сказать, Волошин и Белый участвовали даже в постройке в 1914 году в Дорнаухе (Швейцария) храма антропософов — «Гутенаума».

Многие философы и ученые, соприкоснувшись с теософией и уяснив ее истинные цели, считали необходимым выступить против пропаганды этого учения. Известные русские философы и ученые отец Г. Флоровский, отец С. Булгаков, Б. Вышеславцев, В. Кудрявцев, С. Франк, М. Лодыженский в своих сочинениях показывали ложность и пагубность теософских идей, стремясь предостеречь от этого увлечения тех, кто, не имея ясного и твердого православного миропонимания, принимает в качестве истины заблуждение.

Сегодня происходит возрождение Теософского общества. Переиздается соответствующая литература. Через современные псевдорелигиозные «академии», «школы здоровья» и подобные общества многие приобщаются к доктрине теософии. Более того, старое учение получает новую, наукообразную2, форму, благодаря которой с еще большим доверием может быть усвоено неопытными то, что предлагает теософия. Но разберемся сначала, что же это учение предлагает нам сейчас?

Сначала немного истории. Теософское общество возникло в 1875 году в Нью-Йорке. Его основали писательница Е. Блаватская и американский полковник Г. Олкотт, до этого безуспешно пытавшиеся организовать оккультное общество в Англии. Вскоре деятельность Общества распространилась на многие страны Европы и Америки. Приведем основные положения устава Теософского общества.

  1. Основать ядро международного братства без различия расы, веры, касты...
  2. Поощрять сравнительное изучение религий, философии и наук.
  3. Исследовать необъяснимые законы природы и скрытые силы человека.

Девизом Общества стало: «Нет религии выше Истины».

Как часто и сегодня можно встретить эти положения на многообещающих афишах, умело призывающих к безобидному, казалось бы, знакомству: послушать о них лекции можно даже и не выходя из дома — по радио и телевидению. Все это свидетельствует о том, что идеи теософии весьма активно, даже настойчиво предлагаются для изучения.

Повторим, что термин «теософия» происходит от греческих слов: «Теос» — Бог и «софия» — мудрость. Но то, что проповедует Теософское общество, по сути дела, не имеет ничего общего с мудростью о Боге. В лице своих руководителей Теософское общество заявило о том, что лишь теософия дает ключ к обладанию Истиной. Вспомним один из непреложных духовных законов, который говорит о том, что «истина постигается благочестивой жизнью» (преп. Исаак Сирин), и обратим внимание на основателей и идейных вождей Теософского общества, а именно на сущность и характер их духовности...

Писательница Е. Блаватская, изложившая свое учение в сочинении «Тайная доктрина» (1888 г.), достаточно полно и много сказала о себе в письмах к различным лицам. Эпистолярное наследие Блаватской свидетельствует о ее патологических властолюбии и гордыне, зачастую соседствующими с откровенным цинизмом.

Для А. Безант, ставшей вторым президентом Теософского общества, характерна фанатичная преданность идеям атеизма, неомальтузианства3; с неменьшим энтузиазмом она проповедовала теософию и индуизм.

За время своего существования Теософское общество претерпело ряд существенных изменений.

Теософское общество возникло как «общество оккультистов для сравнительных опытов между спиритуализмом и магией древних по инструкциям древних каббал — жидовских и египетских».

В 1878 году центр Теософского общества был перенесен в Адьяр (Индия), а в 1884 году, по возвращении Блаватской из Индии, Общество «перестраивается» в «научное», в основе которого уже лежит «ядро международного братства»...

Отметим, что в 1884 году в Англии Общество психологических исследований организовало особую комиссию для подробной проверки «научной» деятельности Теософского общества. Был составлен подробный отчет, занявший 200 страниц текста, о ненаучности «научного» Теософского общества. Ученые-исследователи сразу поняли, что они имеют дело с теми, для кого наука служит лишь прикрытием и отчасти средством привлечь людей.

С 1911 года Теософское общество выступает как религиозное движение, исповедующее догмат Второго Пришествия Иисуса Христа в образе человека — учение, противоречащее христианству и сближающее Теософское общество с адвентистами4. Расхождение во взглядах на этот вопрос А. Безант и Р. Штайнера, возглавлявшего немецкую секцию Теософского общества, привело к распаду теософии и выделению из нее антропософии (во главе со Штайнером).

Штайнер говорил о невозможности Второго Пришествия Господа Иисуса Христа в физическом теле; он полагал, что Спаситель придет в эфирном, то есть невидимом, теле. Поэтому он учил о развитии способности ясновидения, дабы в свое время увидеть и узнать того, кто придет, назвавшись Спасителем. Заметим, что Штайнер считал себя единственным хранителем истинного эзо-теризма, преемственно дошедшего до него через орден розенкрейцеров от якобы самих апостолов.

По своей сути антропософия мало чем отличается от теософии. Н. Данилевский заметил: «Отличие истины от лжи бесконечно, и две лжи всегда менее между собою отличаются, чем каждая из них от истины». Однако замена понятия «тео» (Бог) понятием «антропо» (человек) говорит сама за себя — указывает на духовно-нравственный кризис, характерный для нашего времени смут и нестроений, на то, что в своих поисках истины человек все больше отходит от Бога, пытаясь опереться на самого себя, на свои «исключительные возможности» и на науку, вернее, псевдонауку.


1 Равнодушие, безучастность, безразличие.
2 Наука наивно провозглашается самым могущественным, поистине волшебным оружием нашего времени. Напомним, что с момента своего возникновения Теософское общество было представлено как общество «научное». Е. Блаватская писала: «Наша теософия — не вера, а знание». Р. Штайнер определяет путь антропософии как духовное исследование, то есть приравнивает ее к любому научному исследованию. По определению, всякой науке свойственно достижение знаний посредством соответствующих методов познания, «выраженных в точных положениях, истинность которых проверяется практикой».
3 Антинаучная система взглядов на воспроизводство народонаселения.
4 Протестантская секта, возникшая в 30-х годах XIX века, исповедующая близость Второго Пришествия Христа и наступление на земле тысячелетнего Царства Божия.

К оглавлениючитать дальше


На главную страницу сайта Globi.ru
На главную страницу библиотеки Globi.ru

 

Библиотека сайта Globi.ru