Книга: «Лжеучения нашего времени»
К оглавлениюна предыдущую страницучитать дальше

Лжеучение «свидетелей Иеговы»

Продолжение

Особенности секты

С 1909 года штаб-квартира «свидетелей Иеговы» находится в Нью-Йорке, в Бруклине. Местные группы, численностью более 20 тысяч, называют свои центры «Дворцами Царства». Понятие священства у них отсутствует, каждый активный участник культа именуется «служителем». Те, кто полностью отдает себя работе на организацию, называются «ведущими издателями». В настоящее время секта «свидетелей Иеговы» набирает силу в России и странах Восточной Европы.

Сейчас общий тираж журнала «Башня...» выражается цифрой в 17,8 миллиона копий на 106 языках, а их журнала «Awake!» — в 15,6 миллиона копий на 34 языках. «Свидетелей Иеговы» отличает ряд любопытных особенностей: они отказываются от переливания крови, считая это разновидностью каннибализма, от соблюдения каких бы то ни было праздников, религиозных или гражданских, и даже дня рождения. Они порицают отдачу чести национальному флагу и служение в вооруженных силах, признавая законной лишь свою организацию.

Заблуждения иеговистов

«Свидетели Иеговы» настолько глубоко и существенно искажают христианство, что их учение нельзя назвать христианским. Они отвергают тайну Святой Троицы, Божество Иисуса Христа, Божество Святого Духа. Их учение о Воскресении Христовом, о душе, о загробной жизни, о Втором Пришествии, о Вечной Жизни имеет совсем другое, ими придуманное и нехристианское содержание. Было бы гораздо честнее с их стороны не ссылаться на Библию, а проповедовать свое учение как новую религию, каковой оно фактически и является. Но они пользуются авторитетом Библии, именем Христа и христианской терминологией для того, чтобы успешнее улавливать в свои сети доверчивых людей, которые хотя мало знают о христианстве, но уважают его.

Божество Христа, учение о Святой Троице

Мы, христиане, веруем, что Бог, будучи единым по существу, является троичным в Лицах, что Отец, Сын и Святой Дух — это один Триипостасный Бог. Иными словами, как Отец есть Истинный, вечный и всемогущий Бог, так и Его Сын есть Истинный, вечный и всемогущий Бог, а также и Дух Святой есть Истинный, вечный и всемогущий Бог. И в то же время не три, а один Бог — Троица Единосущная и Нераздельная. Такую веру мы приняли от Апостолов.

«Свидетели Иеговы» отрицают это учение и называют его «сатанинским» и «языческим измышлением». Они высмеивают христианское учение и говорят, будто мы веруем в «трех богов», или «в трехглавое чудовище».

Отрицая Троицу, иеговисты отрицают и Божественную природу Господа Иисуса Христа, считая Его сотворенным, наподобие Ангелов, необоснованно отождествляя Его с Архангелом Михаилом. Этим они повторяют старое заблуждение ариан, учение которых было подробно рассмотрено и отвергнуто Церковью на Первом Вселенском Соборе в 325 году в городе Никее. Иеговисты утверждают, что, воплотившись, Иисус сложил с Себя Свое духовное бытие и стал обычным человеком. Когда Иисус крестился в Иордане, Бог-Иегова сделал Его Христом — пророком, первосвященником и помазанником. Выполнив свою роль, Иисус гибнет, пригвожденный к столбу (традиционную форму креста иеговисты исключают как омерзительный языческий символ). За этот подвиг Бог награждает Иисуса бессмертием. Он воскрешает Иисуса, рассеяв Его тело на составные элементы и воссоздав Его в виде «славного духа», чтобы тот мог возглавить всемирную организацию Иеговы.

Эта ересь обосновывается ссылкой на неправильный перевод первого стиха Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было одним из богов» (т. е. тварью). В Евангелии написано: ...и Слово было Бог (Ин. 1,1).

Тема Божества Господа Иисуса Христа подробно изложена в Приложении (с. 195). Познакомившись с приведенными доводами, беспристрастный читатель не может не согласиться, что все Священное Писание однозначно учит о Божестве Спасителя. Поэтому если уж в самом основном догмате христианства «свидетели Иеговы» ошибаются, то, следовательно, и все их дальнейшие богословские построения тоже ошибочны и должны быть отвергнуты как богопротивная ересь.

Воскресение Христа и загробная жизнь

Сектанты-стражники не принимают христианского учения о физическом воскресении Иисуса Христа на третий день после распятия. Они учат о трех «Иисусах»: до воплощения это был Архангел Михаил, созданный Богом. При воплощении Христос стал обычным человеком, который потом пострадал и умер и таким образом прекратил свое существование. При воскресении из гроба Иисус возник как новое существо, обожествленное, но не Бог по природе.

Искажение основной христианской истины соответствует их общему отрицанию бессмертия души и загробной жизни. От адвентистов седьмого дня Рассел перенял идею, что со смертью тела прекращается всякая жизнь. При Втором Пришествии Христа праведные будут якобы созданы заново по тем качествам, которые Бог записал в Своей памяти. Это иеговистское «воскресение» не имеет ничего общего с христианским учением.

Христианская же вера учит, что, разлучившись с телом после смерти, душа продолжает по-прежнему мыслить, чувствовать и желать. Личность человека, память, сознание собственного «я» полностью сохраняются в душе человека. Смерть — это своего рода сон для тела. При воскресении из мертвых душа каждого человека соединится с его прежним телом, но обновленным, и так человек восстанет бессмертным и нетленным, каким он должен был быть по изначальным планам Божиим.

Второе Пришествие и Тысячелетнее царство

Тема Второго Пришествия Христа и Тысячелетнего царства на земле является главной в учении иеговистов. Весь интерес Рассела к религии, собственно, и начался с попытки вычислить дату Пришествия Христова. По не вполне понятным математическим исчислениям он заключил, что Христос придет в 1874 году. Когда это не состоялось, Рассел стал учить, что Христос все-таки пришел, но невидимым (!) образом и находится сейчас в воздушной области, где Его встретило малое стадо верных «свидетелей». Согласно его подсчетам, в 1914 году пришел к концу период язычников и в воздушной области сатана начал свою свирепую войну против Христа и Его святых. Рассел назвал это годом армагеддонского сражения, после которого Христос должен был спуститься на землю. Но этого не произошло, и «свидетели Иеговы» стали сдвигать дату видимого Пришествия на 1916, 1918, 1924, 1928 и так далее годы. Наконец «судья» Резерфорд пришел к гениальному объяснению, что армагеддонское сражение отложено до тех пор, пока «свидетели Иеговы» закончат свою всемирную проповедь и предупредят все народы земли о надвигающейся опасности.

Поправляя Рассела, Резерфорд учил, что диавол был так озлоблен воцарением Христа, что начал первую мировую войну, которая окончилась лишь тогда, когда произошло «очищение храма Иеговы» в 1918 году (о том, что это в точности означает, мнения расходятся). Тогда же якобы были «воссозданы» умершие из помазанной элиты, и они присоединились к Господу на Небесах. С этого времени Христос продолжает судить народы, отделяя «овец» от «козлищ». Процесс этот завершится битвой Христа с диаволом в Армагеддоне (Откр. 16, 16), страшной и последней битвой на тотальное уничтожение. Вместе с диаволом против Иеговы будут сражаться все мировые религиозные организации, христианские и другие, символизируемые вавилонской блудницей (Откр. 17). Этот последний бой вот-вот должен начаться, поэтому надо срочно «просветить» как можно большее число людей: ведь все, кто пойдет за диаволом против «свидетелей Иеговы», будут истреблены.

Свое учение об армагеддонском сражении и о Тысячелетнем царстве «свидетели Иеговы» основывают на своеобразном толковании книги Откровения, в особенности ее 20-й главы. Известно, что книга Откровения глубоко таинственна. Она полна символических видений и иносказаний, в которых за видимыми образами, именами и числами скрываются глубокие Божественные тайны. Поэтому нельзя вырывать из ее контекста отдельные места и буквально толковать их. Под Тысячелетним царством святых Православная Церковь учит понимать не политическое государство будущего, а весь период существования Церкви, начиная с Воскресения Христа и кончая концом мира. Тысяча лет — это не точное число, а долгий период. Все мы живем и участвуем в событиях уже текущего «тысячелетнего» периода. Так Православная Церковь понимает 20-ю главу книги Откровения.

Все заблуждения «свидетелей Иеговы», связанные со Вторым Пришествием и тем, что будет после него, прямо вытекают из их неверия в бессмертие души. Согласно Расселу и его последователям, человек не имеет самостоятельной души, так как его тело и есть душа, а душа есть тело. Когда человек умирает, он перестает существовать. Никакой бессмертной души не существует. Умер — и человека нет.

Согласно Расселу, в Тысячелетнем царстве воскресшим, или, вернее, воссозданным, людям будет предоставлен «второй шанс» при условии соблюдения новозаветных заповедей. Таким образом, настоящая жизнь — не единственная. Библия, конечно, ничего такого не обещает. Напротив, она говорит, что человеку надлежит однажды умереть, а потом — суд (Евр. 9, 27). «Свидетели Иеговы» настаивают, что при Тысячелетнем царстве можно будет снова прожить жизнь и исправить свои прежние ошибки. Все будет зависеть, как человек будет вести себя в новых, более благоприятных, условиях.

Согласно Расселу, после Суда люди будут разделены на три класса. Первый класс, состоящий из 144 тысяч избранных иеговистов, будет взят на небо и будет там в бестелесном состоянии царствовать со Христом-Михаилом и управлять жизнью людей, оставленных на земле. Возникает вопрос: если согласно их учению число 144 тысячи уже было набрано в 1935 году, то куда попадут остальные «свидетели», присоединившиеся к Обществу позже 1935 года? Зачем им проповедовать и трудиться, если все равно в число привилегированных они не войдут?

Второй класс «воскрешенных» будет состоять из остальных спасенных иеговистов. Они в своем теле останутся на земле и не смогут наследовать Небесное Царство. На земле они будут наслаждаться полным спокойствием, благополучием, не будут страдать от войн или болезней. Смерти не будет. Они смогут жениться, и размножаться, и заселять землю. Но что будет с землей из-за непрерывного роста населения, когда никто не умирает, — это предоставляется решить воображению читателя.

Остальные же, третий класс, недостойные жизни на земле, будут уничтожены вместе с сатаной и его духами. По учению «свидетелей Иеговы», умершие просто перестают существовать. Места Библии, говорящие об аде и о геенне огненной, они толкуют аллегорически, а христианское учение об этом называют языческим мифом.

Вообще все учение «свидетелей Иеговы» о спасении произвольно и полно противоречий. Они учат, что Христос «не принес полного искупления за грехи, но лишь дал человеку возможность заслужить спасение ныне или в будущем Тысячелетнем царстве». Ничего подобного в Библии нет. Священное Писание говорит, что все люди призваны ко спасению через веру в Иисуса Христа. Ни о каких «кастах» спасенных Библия не говорит. Причем спасение не ограничивается каким-то отрезком времени (1000 лет). Оно начинается с момента обращения человека ко Христу и простирается на всю вечность. Истинно говорю вам, тот, кто слушает Мое слово и верит в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную и не идет на суд, но перешел от смерти к жизни (Ин. 5, 24).

Непоследовательность наблюдается и в других пунктах вероучения иеговистов. «Стражники башни» изменили резко негативное отношение к вакцинации и теперь разрешают делать прививки. Руководство «Сторожевой Башни» распространило понимание непогрешимости в вопросах вероучения с первого президента секты на весь современный руководящий аппарат. Одно время иеговисты официально утверждали, что труды первого президента не имеют теперь практического значения, но потом опять вернулись к ним, объявив их «пророческими». Официальное трактование образа Ангела в 9-й главе Откровения как сатаны позднее было интерпретировано как образ Иисуса Христа. На раннем этапе иеговисты ничего не имели против переливания крови больным, теперь они к этому непримиримы. Сначала они признавали почитание Иисуса Христа, теперь отвергают это. Первоначально Воскресение мертвых предусматривалось для всех, теперь только для некоторых. Раньше Израиль воспринимался в буквальном понимании — как определенная нация, а теперь осмысливается иеговистами как духовная общность, независимая от нации. Понимание Армагеддона, даты Второго Пришествия, даты Тысячелетнего царства и особенности этого царства менялось несколько раз. Эти и подобные изменения в вероучении показывают, что руководство секты к настоящему времени, по-видимому, запуталось в собственных измышлениях, так что для рядового сектанта весьма проблематично понять, что же выдается теперь за истину. Вот почему около одного миллиона иеговистов покинуло секту за последние десять лет. Несмотря на то, что «свидетели Иеговы» открыто выступают против установленных государственных структур, называя их диавольскими установлениями, когда им выгодно, они сами обращаются к защите государства.

К оглавлениюна предыдущую страницучитать дальше


На главную страницу сайта Globi.ru
На главную страницу библиотеки Globi.ru

 

Библиотека сайта Globi.ru