Книга: «Лжеучения нашего времени»
К оглавлениюна предыдущую страницучитать дальше

Что такое спиритизм

Продолжение

Часть II.

Спиритизм как сношение с загробным миром, неизвестный древним под таким названием, был хорошо им знаком по своим проявлениям и даже входил, да и теперь входит в культ язычества как его составная часть. Но, как сказано выше, там, где сохранялось истинное богопочи-тание, в еврейском народе, он был запрещен под страхом смертной казни. Вот что говорит слово Божие избранному народу: «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее... Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них (Лев. 20,6,27). Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятелъ, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это (Втор. 18, 10-12). И когда скажут вам: «Обратитесь к вызывателямумерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям», — тогда отвечайте: «Не должен ли народ обращаться к своему Богу? Спрашивают ли мертвых о живых?» Обращайтесь к Закону и Откровению. Если они (вызывающие умерших) не говорят, как это слово (слово Откровения), то нет в них света (Ис. 8, 19-20)». Всем известен рассказ Первой книги Царств о том, как аэндорская волшебница вызывала тень пророка Самуила для Саула (28, 7-19). Саул тогда обратился к волшебнице, когда увидел, что Бог оставил его. Очевидно, только отчаяние побудило его к этому, и сам он сознавал, что тяжко согрешает. В книгах Моисея Сам Бог не раз свидетельствует, что племена хананейские были осуждены Им на истребление также и за вызывание мертвых, причем это занятие называется «мерзостью». Если так решительно осуждается спиритизм как богопротивное учение в Ветхом Завете, то можно ли думать, что его допустит Завет Новый — всесовершенное учение Христа Спасителя? Не богохульно ли считать учение спиритов каким-то новым откровением, как будто учение Христово уже стало недостаточным для спасения, устарело, потребовало обновления, дополнения? Спириты забыли или намеренно замалчивают пророческие предостережения Господа нашего Иисуса Христа: «Восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам» (Мф. 24, 24-25). Они не хотят знать, а может быть, и не читали грозного слова Апостола Павла в его Послании к Галатам: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествоватъ вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема!» (Гал. 1, 8-9).

Спириты, возможно, думают, что противниками спиритизма являются только материалисты, что христианство не противоречит основным положениям спиритизма. Они прочли в Евангелии одну строчку: «Возлюби Господа Бога твоего... возлюби ближнего твоего... на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37-40) — и воображают, что поняли сущность христианства. А так как и вертящиеся столы, и карандаши медиумов, и даже вызываемые ими тени якобы умерших часто проповедуют то же самое, то нечего-де и сомневаться в «истинной духовности» самого спиритизма. По крайней мере, ревностный спирит профессор Вагнер говорит, что «медиумизм снял туман с его глаз, для него теперь нет противоречий ни в религии (какой только?), ни в науке». Но о нем и всех спиритах сказал Господь наш Иисус Христос: «Имея очи, не видите (потому что не хотят видеть); имея уши, не слышите (потому что не хотят слышать)» (Мк. 8, 18). Спиритам важнее всего «опыты», им дела нет до того, что посредством этих опытов, запрещенных под страхом смертной казни в Ветхом Завете и отверженных христианством наравне с прочими «мерзостями» язычества, они сами могут попасть в «опытные» руки врага Божия, который вот уже восьмую тысячу лет проводит свои «опыты» над легкомысленным человечеством. То, что спиритизм имеет демоническое происхождение, несомненно. Святитель Феофан Затворник пишет: «Спиритизм — прямо бесовщина, ничем не покрытая. Тут осязательная нечистая сила. Кто тут действует, можно судить по явлениям. Да они и сами не скрывают, что суть бесы». Преподобный Амвросий Оптинский писал о спиритизме: «Спиритизм есть не что иное, как прелесть вражеская. Это учение есть общение людей с духами, но, разумеется, с духами не света, а с духами тьмы...» И это мнение, что не души умерших говорят через медиумов, а духи нечистые, вполне согласуется с учением древних отцов Церкви. Во времена святителя Иоанна Златоуста, как и во времена апостольские (см.: Деян. 16, 16-18), медиумами являлись бесноватые, которые говорили от имени умерших. «Что значит, — спрашивает Златоуст, — что демоны говорят: я — душа такого-то монаха?.. Это есть хитрость и обман диавола. По-моему, не душа кого-либо умершего вопиет, но демон, скрывающийся под этим для обольщения слушателей... Невозможно здесь блуждать душе, уже отделившейся от тела...»

Одним словом, спиритизм есть волшебство, чародейство, попросту — колдовство. Его таинственные деятели — бесы. Это — модное антихристианство, тем более опасное, что оно подает себя как бы философски обоснованным... На самом же деле — это замаскированная ложь, «труп, обильно украшенный ароматными красивыми цветами мысли, поэзии, искусства, уставленный венками с громкими словами: прогресс, разумность, справедливость и свобода»1. Пусть спириты назовут хоть одного из представителей богословской науки, излагаемой в духе Православной Церкви, который встал бы на их сторону. А мы назовем одно великое имя, которое для нас, православных, имеет авторитет больший, чем сотня имен западных мудрецов всякого рода. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) говорил, что занятие стологаданием, или, что то же самое, спиритизмом, есть дело непозволительное, неблагородное, преступное, что это есть только старое языческое суеверие. «Представим себе, — пишет он, — что сын в доме.отца, имея свободу пользоваться всем, что ему нужно, и многим, что приятно, не довольствуется этим и, встретив хранилище, от которого ему не дано ключа, подделывает ключ и отпирает его, положим, не для того, чтобы украсть, а только для того, чтобы посмотреть, что там скрыто. Не есть ли это неблагородно? Не должно ли быть совестно сыну? Не должно ли быть неприятно отцу? Вот суд о всяком гадании, в том числе и о стологадании, по самому простому взгляду на это дело. Но если внимательнее посмотрим на опыты, суд должен сделаться строже... Спрашивается, действительно ли сто-логадателям отвечают души умерших, имена которых им объявляются, или имена эти употребляются ложно и под ними скрываются некие неизвестные? В последнем случае эти неизвестные есть лжецы, приписывающие себе чужие имена, но ложь не принадлежит чистым существам: отец лжи — диавол. Итак, стологадатели должны серьезно размыслить, с кем имеют дело? Здесь можно вспомнить наставление преподобного Антония Великого относительно демонов: если выдают они себя за предсказателей, никто да не прилепляется к ним. Но если отвечающие — действительно умершие, то суд об этом деле давно произнесен Самим Богом через пророка Моисея: «Да не навыкнеиш творити по мерзостем языков тех (народов ханаанских), да не обрящется в тебе... вопрошаяй мертвых: есть бо мерзость Господеви Богу твоему всяк, творяй сия: сих бо ради мерзостей потребит я Господь Бог твой от лица твоего» (Втор. 18,9-12). Знают ли об этом суде столоволхвователи (спириты), вопрошающие мертвых? Помышляют ли, какому строгому осуждению подлежит их дело? Оно причисляется к мерзостям, за которые хананейские народы Бог осудил на истребление. Пророк Осия упоминает два вида гадания: деревом (деревянными идолами) и жезлом — и оба эти вида называет изменой Господу Богу Истинному (Ос. 4, 12). От подобного обвинения не может увернуться стологадание, как бы ни старалось оно изъяснить себя легким и благовидным образом». Таково мнение о спиритизме великого учителя, богослова Русской Церкви.

Если русские спириты — люди верующие и православные, то они не могут отнестись пренебрежительно к такому авторитету в богословии. Нужны ли еще авторитеты? Вот мнение великого философа-богослова нашей Церкви архиепископа Херсонского Никанора (Бровкови-ча). Он также называет спиритизм «старым, на многие века забытым суеверием». «Не выбрасывают ли над собой, — говорит он, — миллионы европейских и североамериканских спиритов (число всех спиритов достигает 30 миллионов) знамя надежды и решимости ниспровергнуть христианство и водворить чистейший материализм? Не надеются ли ученые мужи из спиритов в самой материализации вызванных мертвецов уловить не просто высшую, тончайшую, невидимую материю, в которой сохраняется невидимо для обыденного зрения не только существо, но и самосознание отшедших душ, но и материю, заменяющую и отрицающую Бога как беспредельно Совершенное Самосознание?.. Не надеются ли они водворить на месте общечеловеческого здравомыслия настоящее сумасшествие, но сумасшествие научное? А в конце концов, этим новым, в сущности же подновленным, наидревнейшим чернокнижием вызывания мертвых не устраняются ли не только христианство, но и здравая вера в Бога и в бессмертие?» (Собрание поучений, т. 3) Это мнение автора «Позитивной философии», к научным воззрениям которого с уважением относятся не только в России, но и за границей.


1 Вера и разум. 1910, №20. С. 169.

К оглавлениюна предыдущую страницучитать дальше


На главную страницу сайта Globi.ru
На главную страницу библиотеки Globi.ru

 

Библиотека сайта Globi.ru