Книга: «Лжеучения нашего времени»
К оглавлениюна предыдущую страницучитать дальше

Что такое спиритизм

Продолжение

Часть III.

Если признавать бытие духовного мира, то необходимо признавать и законы этого мира, а это законы, прежде всего, нравственного порядка. Мы знаем из Священного Писания о многократных явлениях Ангелов человеческому роду. Ангелы, по словам Апостола Павла, суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1, 14). Они являются в видимых образах и возвещают волю Божию языком человеческим, как достойно словесного творения, а не каким-либо бездушным стуком, из которого надо отгадывать буквы, или странными письменами. Мы слышим также предостережение Апостола Петра, который говорит, чтобы мы бодрствовали, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). И Апостол Павел также предостерегает: «Наша брань не против крови и плоти, но... против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12). Но никто из Апостолов ни слова не говорит нам о каком-либо общении с душами умерших, которое могло бы служить нам руководством в этой жизни. Да и как смешно думать, как унизительно для человеческого разума предполагать, будто духовный мир не может иначе открывать себя, как только посредством ходящих столов, самопишущих карандашей, выступающих из полумрака рук, мелькающих огоньков и т.п. Неужели у Господа нет более простых средств, чтобы открыть нам, если Ему это благоугодно, бытие мира духовного и способы общения с ним? Неужели, с другой стороны, столы и карандаши помогут нам открыть тайны загробного мира, которые Ему было угодно закрыть от нас для нашего же блага? «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, — говорит Священное Писание, — а открытое — нам и сынам нашим до века» (Втор. 29, 29). Всякое посягательство на сокрытое, всякая попытка приоткрыть завесу, которая отделяет от нас то, что Господу угодно было закрыть, и грешно, и безумно, и опасно. Грешно, ибо это — дерзновенная попытка похитить у Господа Бога ведение того, что Ему было угодно до времени сокрыть для нашего блага; безумно, ибо там, где человек выходит из повиновения Богу, его подстерегает диавол и готовит ему свои сети. Давно сказано об упорных грешниках: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16, 31). Святой Иоанн Златоуст говорит: «Истину того, что неслушающий Писания не послушает и воскресших из мертвых, доказали иудеи, так как... не уверовали и тогда, когда видели мертвых воскресшими, искали убить Лазаря, нападали на Апостолов, хотя и многие восстали из мертвых во время распятия Иисуса Христа. Чтобы тебе убедиться в том, что учение пророков более заслуживает веры, нежели рассказ умерших, обрати внимание на то, что каждый из умерших есть раб, а то, о чем говорит Писание, изрек Владыка. Поэтому, хотя бы мертвый воскрес, хотя бы Ангел сошел с Неба, более всего должны верить Писанию, ибо его дал в закон Владыка Ангелов и Господь мертвых и живых. Желающие, чтобы мертвые приходили оттуда, требуют излишнего... Не будем желать услышать от мертвых то, чему каждодневно учит нас Писание. Если бы Бог знал, что воскресшие из мертвых могут принести пользу живым, то Он, устрояющий все на пользу нашу, не опустил бы столь полезной вещи. Притом, если бы мертвые постоянно воскресали (или, что в сущности то же, постоянно имели с нами общение через медиумов) и извещали нас обо всем тамошнем, то и этим с течением времени люди пренебрегли бы. Кроме того, диавол весьма удобно ввел бы нечестивые догматы: он часто показывал бы призраки или некоторых притворно умерших и погребенных представлял бы восставшими из мертвых, с их помощью уверял бы обольщаемых во всем, в чем бы ни захотел. Если ныне, когда нет ничего такого, нередко вводят в обман и обольщают многих ночные призраки, представляющиеся в образе умерших, тем более, если бы это было на самом деле и если бы в людях утвердилась мысль, что многие из умерших опять приходят сюда, злой демон устроил бы бесчисленные козни и ввел бы в нашу жизнь великий обман. Поэтому Бог заключил двери вечности и не позволяет никому из отшедших приходить сюда и рассказывать о тамошнем... научая нас веровать более всего Божественному Писанию».

Этим словам великого святителя полторы тысячи лет, но они написаны как будто для нашего времени, так поразительно применимы они к спиритам. Мы, православные, признаем благодатное явление и Ангелов, и святых людям, удостоенным этого от Бога, но никак не можем верить, чтобы каждый человек или, по крайней мере, каждый медиум мог как бы по звуку колокольчика, известной формулой вызывать кого ему угодно из царства мертвых, злых и добрых, и даже святых, и те должны непременно являться, словно бы под влиянием какого-то чародейства... Это недостойно ни святых, ни Самого Бога. Не может быть и нет никакого общения света с тьмой. Если спириты становятся как бы под крыло учения христианского, то мы, православно верующие, должны громко и открыто протестовать против такого оскорбительного, богохульного соприкосновения.

Спириты смотрят на духовный мир глазами вещественными, меряют его меркой вещественных явлений, а не меркой нравственной. Но мир духовный не подлежит такому измерению. Они ищут способ соприкасаться с этим миром так же, как общаются друг с другом, только телеграф и телефон им заменяют столы и медиумы. Но Христос сказал: «Никтоже приидет ко Qmuy токмо Мною» (Ин. 14, 6). Спиритам хочется войти в потусторонний мир так же легко, как они входят в увеселительное заведение, а слово Божие учит, что многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие (Деян. 14, 22). Они полагают, что «в сообщениях их духов следует строго различать две стороны: положительную и отрицательную, добрую и злую, темную, или нечистую, и светозарную и благую». А мы полагаем, что никакой такой «светозарной и благой стороны» там и быть не может. А злой дух может являться в образе светлого Ангела. Он может обманывать и так, что некоторые принимали его за Самого Господа Иисуса Христа. Что же удивительного, что он проповедует якобы любовь и другие истины? Кричал же нечистый дух Господу: «Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий!..» (Мк. 1, 24). Однако Господь запрещал изрекать нечистыми устами даже то, что было истинно. Дух пытливый в отроковице города Филиппы взывал к народу об Апостолах Павле и Силе по-видимому достойное приятия: «Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян. 16, 17). Казалось бы, что могло быть благоговейнее такого свидетельства истины перед язычниками? Нынешние спириты непременно приняли бы это за откровение доброго духа. Но не так отнесся к этому святой Апостол Павел. С негодованием обратился он к нечистому духу и сказал: «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее!» (Деян. 16, 18). И злой дух тотчас вышел из отроковицы. Вот как следует относиться к спиритическим «откровениям»: не только не искать их, а гнать от себя именем Господа Иисуса. Спириты говорят, что дух зла не может сам себе противоречить, т.е. проповедовать и добро и зло. Это было бы то разделение царства, о котором Господь сказал, что оно погибнет, если разделится в самом себе. Не беспокойтесь, у духа зла по преимуществу «цель оправдывает средства». Что удивительного, если дух лжи скажет: «Люби Бога, люби ближнего», чтобы этими словами вовлечь в обман, замаскироваться, а потом внушить, что нет вечных мучений, что Христос не был Богом в собственном смысле и тому подобное? У него все средства хороши. Нигде так тонко не действует сатана, как в спиритизме. Он посылает человека в храмы Божий служить панихиды, акафисты и даже приобщаться Святых Христовых Тайн, но в то же время удаляет его от Бога, от Церкви.

Говорят, что все спириты проповедуют нравственность, и это, конечно, не может ни в коем случае повредить. Важно-де то, что большинство образованных людей нашего материалистического века, потеряв веру в бессмертие и вместе с ней нравственное сознание, верят только фактам, а спиритизм возвращает им и то и другое. Однако трудно сказать, какая лесть горше, кому больше грозит вечная погибель: тому ли, кто совершенно потерял веру в Бога, в бессмертие и Вечную Жизнь, или тому, кто верует во все это, но в своей вере руководствуется внушениями тех, о ком Священное Писание говорит, что они не только веруют, но и трепещут?

«Спиритизм отрицает Божество Иисуса Христа, считает Его за одного из высших духов, взявшего на Себя миссию открыть людям истину. Спиритизм отрицает Божество и Духа Святого, разумея под Ним понятие собирательное, в смысле указания на духов высших, открывающих человеку истину, способствующих освящению человека... Спиритизм отрицает догмат Искупления человечества смертью Богочеловека, проповедуя самоискупление»1. Самой своей сущностью он стремится ниспровергнуть христианство. Можно ли после того допустить мысль, будто он заменил Христа так же, как Христос заменил Моисея? Мыслить так — дико, бессмысленно, богохульно. Вот почему и отношение к нему со стороны Православной Церкви вполне определенное: это — мерзость пред Господом и потому страшный грех (Втор. 18, 10-12). Это — волшебство, колдовство, общение с бесами. Церковь, безусловно, осуждает эти занятия как дело пагубное, как область деятельности демонов. Это — не мнение отдельных лиц, это постановление VI Вселенского Собора, правило 61, следовательно, выражение непреложной истины.


1 Вера и разум. 1910, №20. С. 157.

К оглавлениюна предыдущую страницучитать дальше


На главную страницу сайта Globi.ru
На главную страницу библиотеки Globi.ru

 

Библиотека сайта Globi.ru