Книга: «Лжеучения нашего времени»
К оглавлениюна предыдущую страницучитать дальше

Что такое спиритизм

Продолжение

Часть IV.

Мы говорили, что всякая попытка вызывать умерших в Ветхом Завете наказывалась смертной казнью. Но что запрещено в Ветхом, то сугубо недопустимо в Новом Завете, где шире и глубже раскрываются основные начала Божия Откровения. Само занятие спиритизмом, при наличии Божественного Откровения, есть как бы недоверие к этому высшему источнику знания, есть отрасль волхво-вания, а вместе и нарушение первых заповедей Закона Божия, запрещающих служение иным богам. А общение с падшими духами в спиритических сеансах, по слову Игнатия, епископа Кавказского, есть прямое отступление от Бога. Вызывание духов святых Божиих есть грубое и дерзкое кощунство над христианством. А стремление спиритов исправлять (якобы) и очищать христианское учение ясно свидетельствует, что они осуетиписъ в умствованиях своих и... называя себя мудрыми, обезумели (Рим. 1, 21-22). Над ними исполняется апостольское изречение: пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи (2 Сол. 2, 11). Вообще, невозможно в одно и то же время быть верным христианином и заниматься спиритизмом. Сами спириты не скрывают того, что их духи могут побуждать людей к преступлениям и мистифицировать тех, кто вызывает их из простого любопытства. Ясно, что сами же спириты предостерегают своих последователей от возможности получить сообщение от злых духов, от демонов. Кроме того, занятие спиритизмом, расстраивая нервную систему, изнуряет здоровье, ведет к помешательству и самоубийству... Ясно, что есть пути к знанию, запрещенные свыше, а тем дерзновенным, которые пытаются поднять таинственную завесу, грозят умопомрачение, болезни и смерть1.

Святые отцы, изучившие все козни диавола так, как вряд ли смогут изучить их современные мудрецы, говорят, что враг никогда прямо не предлагает людям согрешить. Он знает, что человек не пойдет на это, поэтому сначала увлекает его якобы невинными мыслями, предлагает то, от чего грешник не откажется, даже доброе, лишь бы только усыпить неопытного. Когда человек доверится ему, диавол делает, что хочет, и притом нагло смеется над ним. Так поступает он и в спиритизме. Достоин внимания тот факт, что чем ближе верующий человек к Церкви, тем опаснее и гибельнее для него занятие спиритизмом. Как будто диавол, овладев волей такого человека, мстит ему за эту близость. В Сергиевой обители близ Петербурга жил иеромонах П. Прежде он был приходским священником и имел жену. После ее смерти он принял монашество, но временами сильно тосковал о своей покойной жене. Когда его назначили на чреду служения в митрополичьем подворье, П. познакомился со спиритами. Они предложили ему вызвать его покойную жену. Некоторые, более благоразумные, удерживали его от этого опыта, предупреждали, что для духовных лиц это особенно опасно, но отец П. не послушал их. И действительно, он увидел свою жену... Но вслед за тем он совершенно утратил волю и предался пьянству, вследствие которого и скончался прежде времени...

Назидателен рассказ графа Михаила Владимировича Толстого, опубликованный в «Душеполезном чтении» за 1883 год. Граф занимался спиритизмом, и вот что он повествует об этом: «Основываясь на словах Апостола Иоанна Богослова, я просил вступивших в общение с духом спросить его, исповедует ли он Сына Божия, во плоти пришедшего? Этот вопрос остался без ответа, а когда повторили вопрос, то тяжелый ореховый стол с треском подвинулся почти на аршин».

Примечательно, что занимающиеся спиритизмом нередко рассуждают прямолинейно: если имеет место явление чудесного характера, обнаруживающее присутствие и действие разумно-духовной силы, то тут одно из двух — либо действует сила добрая, ангельская, а лучше сказать — Божия, либо же Божиим попущением действует сила вражья, диавольская. Диавольская сила действует со злой целью, например, чтобы путем лжи внести вражду. Вот что рассказал тот же граф М.В. Толстой.

«Однажды мы сидели в доме моей тещи, княгини Волконской. Накануне она с младшей дочерью была где-то на бале. Стали искать бриллиантовые серьги, которые накануне надевала молодая княжна, но нигде не могли их найти. Нам в виде шутки предложили погадать на тарелке. Вышел довольно длинный ряд вопросов и ответов:
— Куда девались серьги?
— Украдены.
— Кто украл?
— Дуняша.
Нужно заметить, что среди прислуги было несколько женщин с именем Авдотья. Одну из них всегда звали по отчеству — Савельевной и почти не помнили имени. Мы продолжали спрашивать:
— Какая Дуняша?
— Савельевна.
— Куда спрятала?
— Отдала племяннику.
Все знали старуху-няню как честную женщину, но из любопытства справились и узнали, что часа за два перед тем приходил к ней мальчик, племянник, пробыл недолго и ушел в большом смущении. Невольно возникло подозрение. Между тем воротилась домой уезжавшая на целый день старшая сестра моей жены, А.П. Грязева.
— О чем вы тут хлопочете? Чего ищете? — спросила она. Мы рассказали ей историю о серьгах.
— Они у меня в шкатулке, — сказала она, засмеявшись. Я увидела их поутру на столе и нарочно заперла, чтобы не пропали.
Действительно, серьги оказались в шкатулке. Мы все были поражены искусно сплетенной клеветой, в которой не был забыт и мальчик, поспешивший уйти от строгого выговора тетки за какую-то шалость. С того дня забава эта нам опротивела, и мы ее бросили».

Один из спиритов на сеансе предложил духу три вопроса, написанных на бумаге, потребовав ответа именем Христа: «Веруешь ли ты в Иисуса Христа, боишься ли Его и любишь ли Его?» На первый вопрос был ответ: «Верую», на второй — «Трепещу»2 и на третий — «Не люблю». «Кто же ты?» — спросил спирит. «Сатана», — был ответ. Некто П., узнав об этих вопросах, пожелал сам повторить опыт. На одном из ближайших сеансов он положил на стол перед медиумом свернутую в трубочку бумагу с теми же тремя вопросами. Руку медиума стала коробить какая-то сила, как бы стараясь сбросить бумагу с вопросами. «Держите крепче руку!» — вскричал П. Тогда дух стал выражать жалобы на листе, лежавшем перед медиумом: «Какой ты жестокий! Зачем меня мучаешь? Выброси бумажку прочь!» Когда бумажка была отнята, дух стал выражать свое удовольствие: «Как мне теперь легко, как хорошо!» Затем бумагу снова положили, и прежние жалобы возобновились. П. потребовал ответить на свои вопросы. Ответы были даны те же, что и в первом случае: «верую», «трепещу», «не люблю». Спрашивают: «Кто ты?» Ответ: «Сатана», — и при этом прибавлено (разговор был на французском языке): «Я всегда близ вас, я хотел бы победить вас, но есть НЕКТО, защищающий вас». Слово «НЕКТО» было написано очень крупными буквами. После этого ответа П. решил прекратить свои занятия спиритизмом, пригласил в дом священника, был отслужен молебен с водоосвящением, комнаты, в том числе и кабинет, где проводились сеансы спиритизма, были окроплены святой водой. Через несколько часов, войдя в свой кабинет, П. увидел, что круглый стол, за которым происходили спиритические сеансы, весь исковеркан.


1 Известный знаток спиритизма В.П. Быков, сам бывший спирит, свидетельствует, что ему известно множество случаев самоубийства медиумов. Известно также, что знаменитые медиумы были самыми несчастными людьми. Юм всю жизнь страдал телесно. Форстер был распутнейшим пьяницей и кончил жизнь в сумасшедшем доме. Кэт Фокс спилась в Лондоне и до того безобразничала, что спириты силой отправили ее в Америку...
2 Ср.: И бесы веруют и трепещут (Иак. 2 , 19).

К оглавлениюна предыдущую страницучитать дальше


На главную страницу сайта Globi.ru
На главную страницу библиотеки Globi.ru

 

Библиотека сайта Globi.ru