Книга: «Лжеучения нашего времени»
К оглавлениюна предыдущую страницу

Что такое спиритизм

Окончание

Часть VI.

Достойно особенного внимания мнение о спиритизме известного оккультиста доктора Розье, приводимое в книге М.В. Лодыженского «Темная сила». «Вызыватель духов, — говорит Розье, — должен быть все время в напряжении, никогда не изменять твердой воле и быть недоступным страху. Он имеет дело со слугами очень упрямыми и всегда готовыми к возмущению. Его положение подобно положению укротителя диких зверей в клетке. Поэтому существует поговорка, что «диавол рано или поздно свернет шею колдуну».

В этой же книге мы читаем мнение о спиритизме известного оккультиста Франца Гартмана. «При занятиях спиритизмом, — пишет он, — неосторожному экспериментатору угрожает потеря рассудка и свободной воли или нечто еще худшее: ужасная перспектива вступления на путь «черной магии». Ибо скотские бесовские влияния астрального мира стоят гораздо ближе к среднему человеку, чем влияния, исходящие от обитателей мира Небесного; а тот, кто открывает доступ таким дурным силам, не будучи в состоянии сам подчинить их себе, в конце концов, сам подпадает под их господство. Ему тогда уже не избавиться от вызванных им духов». А вот что писала известная основательница теософического общества Блаватская о спиритизме, которому она предавалась сначала с большим увлечением: «Если бы спириты видели, что я часто видела: уродливое бесплотное создание набрасывается на кого-либо из присутствующих на этих волхвованиях спиритов! Оно окутывает человека, будто черным саваном, и медленно исчезает в нем, словно втянутое в тело каждой его порой»... Все это голоса людей когда-то преданных учению спиритизма, изучивших его до тонкости, а следовательно, познавших опытом весь вред, всю опасность этого увлечения.

Интересна книга В.П. Быкова «Спиритизм перед судом науки, общества и религии». Автор указывает три силы, действующие в спиритизме: естественную психофизиологическую силу самого человека, силу корыстных побуждений человека (обман, подделки, симуляции) и, наконец, главную силу — силу сатаны. Первые две силы не имели бы тех печальных последствий, к каким приводит занятие спиритизмом, если бы ими не овладевала третья — сила сатаны. «На почве маленького человеческого обмана, — говорит автор, — на почве самовнушения, галлюцинаций, гетеровнушения, гипнотических внушений, на почве коллективной психической заразительности, даже на почве научных исследований проявляет себя эта темная сила и, развиваясь и расцветая до самых пышных форм, дает яркую картин) мировой борьбы в охваченных этой силой людях, борьбы с Богом и со Святой Церковью и в этой борьбе губит обманутых ею и обманывающих других ее невольных служителей». Участием темных сил автор объясняет необычайность и необъяснимость некоторых явлений, которые действительно невозможно было как-либо подделать; всевозможные противоречия, шутки, насмешки, с целью подорвать у человека веру во все святое; предсказания, которые большей частью не сбываются, но в результате своем приводят человека к отчаянию; поразительные факты захватывания человеческих душ какой-то неотразимой силой, в виде гипноза тех лиц, которые подходили с самочинным желанием открыть обман в спиритизме и, как будто по какой-то злой насмешке, становились приверженцами учения. И чем больше такие люди отдавались спиритизму, тем в большей степени развивалось в них какое-то ужасное упорство, так что когда их друзья, например, такие ученые, как Бутлеров, Вагнер, Цельнер, Вебер, Араго, Фарадей, Тиндаль, Фламмарион и др., выступали с попыткой вызвать в них просветление, они яростно защищали это учение. Но в том, что главным деятелем в спиритизме является сатана, более всего убеждает постепенное, не всякому заметное, но неуклонное, с изумительной последовательностью, методичностью проводимое спиритизмом стремление подорвать веру в Христа Спасителя как в истинного Бога и подменить христианскую религию спиритизмом, который представляет собой не что иное, как религию сатаны. Участие злых духов в спиритических сеансах признавали даже сторонники спиритизма, такие ученые, как Фехнер, Перти, Бутлеров и др.

В.П. Быков приводит множество фактов как из своей практики, так и из жизни спиритов — фактов, строго проверенных, показывающих участие злых духов в сеансах спиритов, не говоря уже о разных «дивесах», вроде возвращения в целом виде письма, предварительно разорванного и выброшенного из окна поезда, или истечения воды из обыкновенной двери. Час в час, минута в минуту на сеансе спиритов было объявлено начало японской войны в виде точного изображения картины предательского нападения на наш флот в Порт-Артуре. «Когда, — пишет Быков, —: на другой день, в 12 часов дня, появились телеграммы об этом событии, у участников вчерашнего сеанса, как говорится, волосы вставали дыбом от изумительно точного совпадения между переданным медиумом и этой роковой телеграммой. За несколько месяцев до убийства министра внутренних дел В.К. Плеве на одном из сеансов медиумом в ярких и точных чертах была воспроизведена картина этого убийства, без указания имени и общественного положения личностей». «Дело доходило до того, что мы, — продолжает Быков, — о результатах некоторых сеансов боялись говорить за пределами своего кружка: из опасения, чтобы нас не сочли в иных случаях не только лжецами, но даже сумасшедшими, а в других — из простого опасения навлечь на себя самые неожиданные неприятности».

Одной из тонких хитростей сатаны в спиритизме является какое-то заботливое указание на недостатки духовенства: духи приглашают участвующих в сеансах молиться за упадок нашего духовенства. «Не правда ли, — замечает Быков, — какая тонкая сатанинская политика?..» А цель ее, конечно, дискредитировать Церковь, чтобы удалить от нее увлекающихся спиритизмом, а потом сделать из них врагов христианства... Необходимо обратить особенное внимание на проповедуемую духами сатанинскую теорию любви. «Любовь, — говорят они, — какой бы она ни была и на какой бы почве ни созидалась, — самый лучший фактор для проявления феноменов самого высокого порядка. И плотская любовь (читай: похоть) даже лучше, ибо в сфере ее находится наибольшее количество «предсуществующих» душ, которые с нетерпением ждут, теснясь друг около друга, слияния двух любящих сердец как давно ожидаемого момента для своего нового воплощения и желанного появления на земле»... Понимаете ли вы, читатель, к чему клонит эта теория? Чем больше будет плотских совокуплений, тем это приятнее для духов, жаждущих «перевоплощения», стало быть, блуд, прелюбодеяние — вовсе не грехи, а служение духам... Страшно становится за спиритов, читая эти откровения: как мерно и верно ведет их сатана в объятия разврата! Само собой понятно, что все это тщательно замалчивается спиритами.

В заключение приведем еще один факт, подробно описанный в книге В.П. Быкова. Случай этот поразительно раскрывает сам метод сатанинского подхода к человеческой душе, коварный прием сталкивания человека в пучину гибели.

Довольно известный финансист М. уже в преклонном возрасте похоронил жену. Не имея детей, привязавшись за время 35-летней совместной жизни к этой женщине всеми силами своей души, М., несмотря на всю свою религиозность, на глубокую веру в Божественный Промысл, впал в страшное отчаяние. Он ни на одно мгновение не хотел и мысли допустить о том, что его друг навсегда покинул его. Когда еще покойная была на столе, один из сострадавших М. сказал ему, что он совершенно прав, Екатерина Александровна не умерла, она только перешла в новую форму бытия и всегда будет находиться около своего осиротевшего мужа. Он предложил связаться со спиритами, которые знают способы общения с нашими умершими друзьями. Они вызовут осиротевшему М. его дорогую жену, и он будет иметь возможность беседовать с ней.

Неутешный муж в тот же вечер был на сеансе одного из крупных спиритических кружков. Покойная «жена» поговорила с расстроенным мужем через медиума, напомнив несколько моментов из их совместной жизни и пообещав с сегодняшнего дня регулярно посещать его и, если он запасется карандашом, планшеткой или блюдечком, вести с ним беседу.

На следующий же день М. в восемь часов вечера окурил всю комнату ладаном, конечно, по совету своих новых друзей, «опытных» спиритов. Затем он положил на стол лист бумаги, на него планшетку, на планшетку свою руку и стал с благоговением ожидать обещанного духовного свидания. Через короткое время планшетка задвигалась, и, хотя М. старался держать на ней свою руку возможно легче, ни о чем не думал, чтобы так или иначе не оказывать своего воздействия на этот бездушный предмет, на листе написалось: «Это я — Катя». Наученный «опытными» спиритами, М. торжественно встал и, не снимая с планшетки руки, громко спросил: «Исповедуешь ли ты и признаешь ли Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего во плоти?» Был дан утвердительный ответ.

Почти все спириты верят в то, что для различения духов на спиритических сеансах достаточно задать вопрос о признании Господа Иисуса Христа Сыном Божи-им, чтобы по полученному ответу судить, кто именно находится среди них: высокий дух или дух заблуждения. При этом спириты полагают, что основываются в своих действиях на Священном Писании, на словах Апостола Иоанна Богослова, который именно этот способ рекомендует для различения духов (1 Ин. 4, 1-3). Однако спириты относятся к слову Божию слишком легкомысленно, понимают его поверхностно, по букве, не вникая во внутренний его смысл. А в таком случае и «контрольный» вопрос хотя и берут из слов Иоанна Богослова, но произносят его, как слова известной формулы своего ритуала, заранее предрешая, что их духи ответят на вопрос утвердительно. В этом случае они делают то же, что иные христиане, когда творят крестное знамение небрежно, без глубокой веры и должного благоговения. Об этом давно сказано, что такому «маханию бесы радуются». Когда слова Апостола употребляются для подобного же «контроля духов» верующими сынами Церкви, в исполнение заповеди Апостола, с должным благоговением и верой, то духи уклоняются от прямого ответа. Справедливо, что бесы «веруют и трепещут», что и в Евангелии они многократно исповедовали Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, а потому они могут и теперь, для сокрытия своей хитрости, отвечать на «контрольный» вопрос спиритов утвердительно, тем более что сами спириты, в сущности, кажется, не придают большого значения такому контролю. Слова Священного Писания даны нам не для каких-то мистических опытов, чтобы употреблять их в качестве формулы для контроля над какими-то неведомыми существами, с которыми Церковь не позволяет иметь общения. Это было бы то же, что призывать имя Пресвятой Троицы или творить крестное знамение при суеверных обрядах. Такое смешение святого с волшебством, каким мы признаем спиритизм, есть тяжкий грех. А где грех, там и благодатные средства, недостойно и без благоговения употребляемые, служат не во спасение, а к сугубому осуждению. Но вернемся к рассказу о беседе М. с духами.

М., несмотря на поставленный им контрольный вопрос, мало поверил в то, что около него находится Катя, и потому попросил: «Если ты действительно Катя, то для подтверждения дай мне более яркое доказательство».

Дух Кати отвечал: «Ну, вот и отлично. Кстати, я и пришла для этого. Ведь ты не знаешь, что лежит в моих комодах. Не сегодня завтра начнутся дожди и холода (дело было в середине осени), у тебя простужены ноги, так ты сейчас же пойди отодвинь второй от низу ящик комода и там, на самом дне, найдешь три пары новых, мною связанных, шерстяных чулок, серых с синими полосками. И с завтрашнего дня начинай их носить». М. со всех ног бросился к указанному месту и нашел чулки, о которых только что говорила ему умершая жена и о существовании которых он действительно ничего не знал. Он не только поверил, что с ним говорит именно его жена, но даже пришел в некое благоговение, в какой-то невыразимый восторг. Сеансы с покойницей вошли в обычный строй жизни осиротевшего мужа.

Сначала М. беседовал с умершей женой два раза в неделю. Потом стал беседовать чаще и, наконец, каждый день. Беседы начинались в семь часов вечера и продолжались до семи-восьми часов утра. Так что он, незаметно для себя, перевел ночь на день, а день на ночь и жил только лишь ожиданием каждой следующей беседы. Много было переговорено, много вспомянуто. Большая часть времени отводилась на обсуждение вопросов религии, говорили о необходимости частого посещения храмов Божиих, выполнения всех церковных обрядов. По выражению самого М., в эту счастливую для него пору он чувствовал, как рос духовно. О каких-либо сомнениях не было и речи.

И вдруг однажды, совершенно неожиданно для него, вместо жены ему явился дух... «Преподобного Сергия». Он объяснил удивленному М., что в последнее время, зная любовь М. к нему, довольно часто приходит на его беседы с женой, с наслаждением слушает их и умиляется. И все это, наконец, заставило его самого вступить в разговор. Появившаяся вслед за тем Екатерина Александровна, так сказать, удостоверила личность «Преподобного», и М. получил нового собеседника. Он так увлек М., что совершенно вытеснил из беседы жену, и М. даже как будто довольно легко примирился с ее отсутствием.

Следует отметить, что М. был человек состоятельный. Не имея детей и будучи человеком религиозным, он вел скромную жизнь и часто делал довольно крупные пожертвования в бедные монастыри и приходы. Беседы с новым собеседником открывали ему все новые и новые горизонты в области духовного тайноведения и так захватили М., что он заканчивал эти беседы иногда далеко за полдень. Но вот в один из вечеров вместо обычной темы дух заговорил о коммерции: «Купи завтра на 38 тысяч акций Рыбинско-Бологовской железной дороги, через 23 дня продай их, и ты наживешь 21456 рублей 84 копейки»... М. с ужасом отбросил планшетку и осенил себя крестным знамением. Преподобный Сергий и... биржевой ажиотаж!..

Впервые за всю свою спиритическую практику М. столкнулся с мыслью, что «здесь что-то неладно». Но спустя час или полтора он снова уселся за планшетку и получил приблизительно такую отповедь: «Как тебе не стыдно иметь такую слабую веру? Ведь если бы с тобой говорил какой-либо другой дух, то он, огорченный, несомненно, ушел бы и никогда не вернулся, мог даже лишить тебя навсегда сладости общения с потусторонним миром... Но я понимаю твою верующую душу и спешу прийти к тебе на помощь. Выслушай меня терпеливо. Я предложил эту комбинацию не для тебя, но чтобы исполнить просьбу обращающихся ко мне насельниц С-кого женского монастыря. Ты выиграешь эти деньги и отошлешь от «неизвестного» этому монастырю. К тебе же я обратился потому, что, во-первых, мне, благодаря продолжительным нашим беседам, легко поручить это тебе, а во-вторых, потому, что ты знаком с мирскими на этот предмет распорядками»...

Услышав это, М. залился слезами раскаяния, и, конечно, собеседник простил его. В указанное время бумаги были куплены и проданы. Прибыль получилась точь-в-точь такая, какая была указана духом, а деньги были отправлены по назначению. Снова начались обычные беседы на духовные темы. Спустя какое-то время М. опять было дано поручение такого же характера. Все было исполнено. Так повторялось несколько раз.

Наконец, дух рекомендовал М. на случай экстренной помощи иметь наготове определенный капитал, а для этого проделывать различные операции с ценными бумагами более часто. Вся прибыль будет составлять фонд помощи нуждающимся. Понемногу М. втянулся в биржевую гонку. День он проводил на бирже, а вечер в беседе с духами. Биржевая игра, по верности и счастью, носила необычайный характер. Через три года состояние М. удвоилось. Он играл на русских и на иностранных бумагах; играл на гарантированных и негарантированных и всегда выигрывал.

Однажды дух порекомендовал на все имеющиеся у М. деньги купить бумаги американского фондового рынка, чтобы еще удвоить свое состояние. Разумеется, с трогательной пунктуальностью было выполнено и это поручение, а через полгода предприятие, бумаги которого были куплены М., обанкротилось, и у него от многомиллионного состояния осталось чуть больше 150 тысяч. Когда же М. сел за планшетку с просьбой объяснить, как должно отнестись к этому факту, на бумаге беспрерывно появлялось лишь: «Ха-ха... ха-ха...».

М. вполне правильно рассмотрел в этом начертании сатанинский хохот. Минуту спустя он услыхал этот хохот в своей собственной душе, в своем собственном сердце, а затем — вокруг себя, во всей комнате, во всей квартире. И если бы случайно не вошла в его кабинет прислуга, М. не сообщил бы никому этого эпизода, унеся его с собой в тот мир, с которым он так добросовестно, с такой верой вступал в общение. Его нашли повесившимся на шнурке в своем кабинете, немедленно вытащили из петли и привели в чувство. Шесть лет пролежал он после этого в параличе, потом поправился. И с того времени не только не занимался беседами с духами, но не терпел даже слово «спиритизм».

Некоторые полагают, что «спиритизма в сущности не существует, что это — одни лишь фокусы шарлатанов». В прежние времена создавались даже специальные комиссии для изучения явлений спиритизма. По этому поводу архиепископ Никон отвечает своему корреспонденту: «Неужели автор думает, что сатана так прост, что вот так и откроет себя «ученой комиссии»... Разумеется, это не в его интересах. Я в свое время следил за работой этой комиссии и заранее предсказывал, что сатана проведет ее отлично, спрятавшись за шарлатанство».

Итак, в явлениях спиритизма мы имеем дело с опытнейшим врагом, не гнушающимся никакими средствами для достижения своей цели. Имя ему — диавол, а цель его — обольстить человека, отдалить его от Бога и Его Святой Церкви, подчинить своей злой воле и погубить в вечности его бессмертную душу. И лесть, и обман, и подлог, и мнимые доброту и святость — все использует диавол, чтобы достичь этого. Будем же тверды в вере, не поддадимся его обольщению, отвергнем людей, склоняющих нас к спиритизму, чтобы не лишиться нам благодати Божией и Царства Небесного. Аминь.

К оглавлениюна предыдущую страницу


На главную страницу сайта Globi.ru
На главную страницу библиотеки Globi.ru

 

Библиотека сайта Globi.ru