Книга: «Лжеучения нашего времени»
К оглавлениюна предыдущую страницу

Теософия и антропософия в понимании христианства

Окончание

Теософия как ядро всемирного братства

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает.
(Гал. 6, 7)

Доктрина теософии

Теософия — учение религиозное, она «кладет основание для Единой Вселенской Церкви...». Само Теософское общество в сокровенных своих глубинах — это как бы особая «церковь», имеющая свою «благодать», свои таинства (мистерии) и свою иерархию.

Сердцем Теософского общества является ядро Всемирного братства, которое направляет и оживляет его деятельность. Задача создания такого ядра — одна из основных задач Теософского общества. Французский теософ Т. Паскаль писал: «... из целей Теософского общества я считаю наиболее важной первую — основание ядра Всемирного братства». В ядро Теософского общества входят те, кто исповедует теософию как божественную мудрость и определенную догму, полученную от учителей. Так что вся та свобода мнений, которую теософия допускает по отношению ко всем другим религиозным учениям, в ней самой сменяется догматическими положениями и жесткой дисциплиной. Весь ее религиозный «плюрализм», существующий на внешнем уровне Теософского общества («на периферии»), заменяется исповеданием особой религии, не предполагающей свободы.

Вступление в ядро Всемирного братства происходит через принятие догматических положений (о руководстве учителей, о непогрешимости посланника учителей и др.) и через особый акт «посвящения».

Одно из главных положений догматической системы теософии утверждает следующее: человечеством в его эволюции руководит Сверхчеловечество; во главе эволюции идут учителя мудрости и сострадания, которые действуют на человечество через Теософское общество1. По утверждению его основателей, это Общество есть то русло, тот избранный сосуд, через который изливаются на человечество «благодать учителей», вся полнота их «мудрости и сострадания». А. Безант прямо заявляет: «Без махатм Общество — абсурд». Махатмы раскрывают свою волю, «мудрость и сострадание», осуществляют руководство Теософским обществом непосредственно через посланника учителей — президента общества.

Е. Блаватская и Г. Олкотт постоянно утверждали, что их учителя возложили на них миссию раскрывать перед миром эзотерические учения древней мудрости, строго охранявшиеся до времени в мистических школах; доступ к этим знаниям был чрезвычайно затруднен. С 1911 года в Теософском обществе появляется догмат о Втором Пришествии Иисуса Христа, причем указать нового Спасителя должен руководитель Общества! Этот руководитель пользуется неограниченной властью над Теософским обществом и не допускает никакого «свободомыслия».

В антропософии вера в махатм заменяется верой в доктора Р. Штайнера. Ученики Штайнера должны принять его откровения как веру, но веру в человека — в доктора Р. Штайнера.

Врата посвящения.

Как и во всех мистических сектах, приобщение к ядру Всемирного братства или, точнее, к всемирной религии, которая исповедуется этим ядром, происходит через инициации (посвящения). Здесь эти инициации носят название «Врата посвящения». Всего их семь. Что находится за ними — неизвестно. Однако совершенно ясно, что Теософское общество на разных уровнях приобщает своих членов к определенной религии... которая исповедуется ядром Всемирного братства. Все руководители общества, принадлежащие к высшим посвященным, отреклись от христианства: Е. Блаватская и Г. Олкотт приняли буддизм, А. Безант — брахманизм. Все ссылки в письмах Е. Блаватской делаются на индуистские писания. Евангелие для нее и ее последователей — не авторитет, его они, по снисходительности к непосвященным, ставят в один ряд с такими книгами, как «Бхагават-Гита», «Голос Безмолвия», «Свет на пути», «О подражании Христу». По теософским представлениям, эти книги служат теософу для того, «чтобы создать... из природы страстей силу прогрессивную».

Возникает вопрос: почему теософия, постоянно заявляющая о стремлении к Свету, к Истине, скрывает того, кому поклоняются, за своими семью вратами? Не потому ли, что непосвященный, то есть тот, у кого еще не окончательно разрушено христианское сознание, еще не приобщенный к тайне «глубин сатанинских», не может принять за истину того, кто на самом-то деле явится антихристом?.. Не случайно теософия учит христиан «не считать свою религию единственным Откровением Божиим». Но, утверждая, что Бог един (вкладывая в это свое понимание Бога), что все люди — братья, и не только люди... но, благодаря перевоплощениям, и минералы... и крокодилы... и ослы... она учит, что им всем открыт путь к Отцу. Признавая единство всех религий, теософия рассматривает их все с тем благоговением, которого христианство требует обыкновенно для своей веры. Таким образом, теософия с «благоговением» рассматривает и культ сатаны («The Wershep of Satan in modern France» by Arthur Lillie) и культ поклонения диаволу («Devil-Worship in France» by Arthur Edward Waite).

Роль церковных Таинств и обрядов в теософии играют другие таинства. «Посвящения» и есть одно из этих таинств. Таинства теософии совершаются отнюдь не Духом Святым через посредство священника (как в христианской Церкви), а с помощью и через посредство учителя — гуру и «во имя Единого Великого Просветителя...»2. Непосвященный полагает, что речь идет о Боге, но личного Бога в теософии нет (он признается только для непосвященных как уступка «несовершенству» их миропонимания). Кто же этот «Единый Великий Просветитель?..» Во всяком случае — это не Иисус Христос, во имя Которого совершаются Таинства в Христовой Церкви.

Теософия и масонство.

Все наиболее известные деятели Теософского общества принадлежат к масонскому смешанному ордену «Права человека». «К этому или другим орденам принадлежали... Е. Блаватская, А. Безант, Ч. Ледбитер, Дж. Кришнамурти... и др.»3. По свидетельству Д. Страдена, А. Безант получила полномочия от индийской масонской организации во время ее путешествия по Индии. Масонский журнал «Acacia» (от 6 января 1910 г., с. 77) сообщает, что «21 сентября 1909 г. состоялось торжественное открытие ложи № 351 (ритуал г. Чикаго). Ложа открыта А. Безант, которая является главным инспектором 33 степени, Вице-Президентом высшего соединенного Всемирного Масонского Совета и делегаткой масонов для Великобритании, Индии и других английских колоний». Из этого следует, что А. Безант была посвященной в 33-ю (высшую) степень масонства и входила в состав масонства смешанного типа.

Известно также, что и В. Мишаль — магнетизер Е. Блаватской — был масоном ложи «Права человека».

Однако двойным членством руководителей Теософского общества (в этом Обществе и масонских орденах) не исчерпывается их взаимосвязь. Для них характерна проповедь братства без различия национальностей, вероисповеданий и т.п., благодаря чему воспитывается безразличие к своей вере, нации, культуре. Так, В. Пушкина, состоявшая в масонском ордене, писала: «Необходимо создать мировую религию, которая, не нарушая цельности, святости, неприкосновенности отдельных религий со всем тем, что в них есть прекрасного и священного для каждой души, выявила бы единую Истину, общую всем им, так, чтобы ясно было, что нет ни эллина, ни иудея и что все люди — одинаково способные и равные Сыны Божий...». Мы видим, что здесь четко поставлена задача о создании мировой религии. Теософия же стремится практически решить ее, претендуя на роль новой универсальной религии.

Во внешнем мире масонские ложи и Теософское общество выступают под видом научных обществ. Заметим, что в те периоды, когда правительства стран, где масонство было особенно активно, пытались обнаружить истинные цели лож, оно всегда выступало под видом чисто филантропических или научных обществ4. Действительные же их руководители скрыты от внешних взоров: в масонстве это — тайный центр, в теософии — «учителя и тибетские братья». Иерархическая структура с постепенным раскрытием тайн, по мере прохождения степеней посвящения, присущая Теософскому обществу и масонству, такова: в масонстве это степени посвящения, в Теософском обществе — «Врата посвящения». Но так или иначе оба общества осуществляют замаскированный «поход» против христианства, обильно используя христианские понятия, лицемерно заявляя об уважении всех религий, в том числе и христианства.

Еще более глубокое идеологическое сходство этих организаций проявляется в тактике и методах, которыми они пользуются. Масонский учебник «Курс энциклопедии оккультизма» приоткрывает суть их иерархии и показывает, кто такие «посвященные». Они сильны тем, что могут утилизировать для своих целей чужую непосвященность, эксплуатировать чужие страсти, «питаться низийи-ми людьми»... которые будут доступны их вампиризму5. Мы видим, что здесь уже прямо используется соответствующий сатанинский язык. Мастерская степень — это «искусство задумывать лишь такие операции, в которых характер нашей активности и силы строго соответствует характеру чужой слабости и косности. Если мы сильны интеллектуально и снабжены запасом знаний, мы поведем невежду куда нам захочется удачным применением наших преимуществ»6. Открыто раздаются призывы об усовершенствовании человеческой души, а тайно, за «Вратами посвящения», обучают разлагать и растлевать, чтобы властвовать.

Итак, масонство и теософия характеризуются единством происхождения, тождеством задач, сходством приемов, и если теософия — не масонство, то, во всяком случае, движение, параллельное ему, текущее из одного и того же источника, стремящееся достигнуть тех же целей через ослабление религиозности и государственности во имя фикции — «свободы, равенства и братства» человечества.

«Ядро» и «периферия» Теософского общества.

Теософское общество как иерархическая организация состоит из «ядра» и «периферии», которая приближается к ядру через семь «Врат посвящения». Периферию Теософского общества нельзя рассматривать как самостоятельно существующую, независимую от его ядра. На периферии происходит знакомство с идеями и представлениями ядра, отрицающими Бога, принципиально отвергающими то, что способно возродить человека, а именно — благодать Божию, действующую в Таинствах Церкви. В результате человек утверждается в горделивом самообожествлении — в надежде исключительно на самого себя, то есть на того, кто сохраняет «удобопреклоненность ко греху», поскольку в человеке через грехопадение Адама получили место все источники страстей. Причем высшая из них, гордость, приведшая к отпадению Денницы, увлекшего часть Ангелов, считается всего лишь «элементарной»... Те же люди, которые ведут по этому гибельному пути периферию, представлены теософией как «учителя сострадания и мудрости». В иерархии же самого ядра эти «посвященные», согласно оккультной терминологии, предстают как вампиры, утилизирующие «материал» периферии.

Теософия не различает понятий «духовное» и «недуховное», а значит, не различает и духов добра и зла, важных элементов духовной жизни. Для теософии все есть Истина, и как результат этого — нисхождение в мир падших духов преподносится как восхождение. Это достигается возвращением сознания человека к языческим дохристианским представлениям. Как человек, испытавший действие центрифуги, теряет ориентацию — не понимает, где верх, а где низ, — так и в этом особом, систематическом хаосе понятий происходит нечто подобное с человеческим сознанием, которое постепенно теряет ориентиры истинной духовной жизни и нравственности.

По всему миру раскинулась сегодня теософская система, улавливая в свои сети неосторожных и любопытных: «Великое братство имеет связь со всем миром не только через своих членов, которые живут в среде разных народов, но и через последователей этих членов и учеников».

Один из бывших членов Российского теософского общества И. Кудрявцев, порвавший с ним сразу же, как только убедился, что это не научное общество, а внешний орган «Всемирного братства», писал: «И хотелось бы мне от души, от сердца, чтобы иноземные догмы, выросшие на далекой и чуждой нам почве и привившиеся нам лишь в силу нашего разрыва с Церковью и с Христом, не затемнили бы умы и сердца всех ищущих и утерявших пути и не стали бы для них впоследствии источником тягот и страданий»7.

Многообразна духовная брань, труднее всего победить гордыню. Гордость восстает против Божественного Закона. Извращая Божественный порядок бытия, она всюду вносит распад и смерть. Она стремится наложить свою власть и на плоть, но более ей свойственно действовать в прельщенных умах человеческих. Будучи началом всех страстей и грехов, она есть богоборчество.

Ложная мысль влечет адептов теософии к признанию себя тождественными Божественному Началу. Тогда «созерцаемый свет есть свет, но не тот Свет Истинный, в Котором нет ни единой тьмы, а естественный свет ума по образу Божию созданного человека... Но этот свет ума может быть назван «мраком совлечения или отвлечения»... достигаемого человеком в сверхлогической мысленной сфере, «... и Бога в нем нет; и, быть может, в этом случае больше, чем во всяком другом, должно вспомнить слова Господа: «Смотри, свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лк. 11, 35). Ведь первое падение, падение Денницы — Люцифера, облекшегося во мрак крайней гордыни, явилось следствием самовлюбленного созерцания своей красоты; созерцания, окончившегося самообо-жением»8. Путь теософии с ее псевдорациональной философией, с ее мнимой приверженностью к науке неизменно приводит к тому же. Человек вновь слышит, но уже из уст теософов, древнее обольщение: будете, как боги... (Быт. 3, 5). Но будем помнить слова Апостола Петра: «... берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением без-законников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 3, 17-18).

Только жизнь в Церкви, в ее благодатных Таинствах дает человеку возможность действительного познания Истины, Божественной Премудрости — Христа, ибо эти возвышенные имена принадлежат Божественному Слову, вочеловечившемуся ради нашего спасения. Вне этой жизни человек обречен на вечное осуждение и смерть в нескончаемых мучениях ада.


1 Вс. Соловьев. Современная жрица Изиды. СПб., 1904. С. 157.
2 И. Д. Кудрявцев. Указ. соч. С. 62.
3 В. Бегун. Рассказы о детях вдовы. Минск, 1986. С. 88.
4 Н. А. Бутми. Франкмасонство и государственная измена. СПб., 1906. Вып. 1.С. 16.
5 Курс энциклопедии оккультизма. Шанхай, 1937. С. 131.
6 Там же.
7 И. Д. Кудрявцев. Указ. соч. С. 6.
8 Иером. Софроний. Старец Силуан. Париж, 1952. С. 68-70.

К оглавлениюна предыдущую страницу


На главную страницу сайта Globi.ru
На главную страницу библиотеки Globi.ru

 

Библиотека сайта Globi.ru